На днях была в супермаркете. Обычно хочется взять то, что необходимо и поскорее вернуться домой. Особого удовольствия процесс хождения по магазину и покупок у меня не вызывает. Но в этот раз настроение было очень хорошее, и я неосознанно замедлила свой шаг. И то, что меня раньше раздражало, воспринималось как-то спокойно.
Как обычно, я набрала в пакет любимые фрукты и пошла их взвешивать. С прошлого года вместо продавцов в супермаркете поставили электронные весы, где на экране нужно найти нужный сорт и нажать на него. Обычно вечером там скапливается очередь из 2-3 человек. И по законам очереди, чем дальше ты стоишь, тем больше испытываешь злости к впереди стоящему. Можете не согласиться, но в одном мы точно сойдемся: Очереди никто не любит. Поэтому ожидание в очереди для нас так утомительно.
Так вот, одна женщина долго не могла разобраться с этими весами, нужные ей груши так и не высвечивались на экране. Стоящие люди в очереди начали ворчать, всем своим видом показывая, как сильно они торопятся и как задерживает их эта нерасторопная женщина. Она же в свою очередь и так уже расстроенная, начала нервничать и не знала, что делать. Я в это время как раз подошла к весам, женщина обернулась и попросила помощи у меня. Мы вместе все-таки нашли эти груши на экране, все облегченно вздохнули. Я с улыбкой пошла дальше за своими покупками. Настроение замечательное.
В голове пронеслось несколько вопросов:
Почему из стоявших людей в очереди никто не предложил свою помощь? Получается, и человеку помогаешь, и твоя очередь быстрее подходит. Помогать становится выгодно.
Помогла бы я в любой другой день, когда иду без настроения в магазин? Возможно.
И последний вопрос уже больше для самоанализа: Почему я так не люблю ходить по магазинам? И причины оказались банальными: я не люблю очереди.
Сегодня я опять ходила в магазин, но уже смотрела на все по-другому. В этот раз, возможно, впервые я обратила внимание не на прилавки с товарами, а на покупателей.
А где еще людям приходится долго ждать в очереди: в магазине, в больнице, на почте, в банке, в аэропорту. В общем, жителю большого города очередей практически не избежать.
Я заинтересовалась этим вопросом всерьез. Как выяснилось, существует книга «Психология очереди». Ее автор, Дональд Норман, выделил принципы, по которым существует очередь. Я приведу основные из них.
1. В очереди эмоции у человека преобладают. Когда человек находится в хорошем настроении, то плохие события воспринимаются не так мрачно. И наоборот, для раздраженных и расстроенных людей, очередь может превратиться в медленную пытку.
Эмоции очень заразительны и они быстро распространяются по всей очереди. Поэтому сделав счастливее нескольких людей в очереди, есть вероятность, что вся очередь в целом станет немного счастливее. Иногда достаточно улыбнуться или сказать пару приободряющих слов.
2. Не допускайте беспорядок. Нужно ясно понимать, как ведет себя очередь, и по каким законам она живет. Если не знаете, как себя вести в очереди, — посмотрите на окружающих и ведите себя как все.
Помню, когда я впервые оказалась в метро, мама мне сказала:
«Не знаешь, куда идти – иди за толпой. Она тебя приведет куда надо.»
Тогда мне даже думать не пришлось, потому что толпа меня захватила волной, и я не заметила, как оказалась в вагоне поезда. Этот совет мне пригодился еще не один раз в жизни.
НО никогда не становитесь в очередь, предварительно не выяснив в каком порядке она продвигается и в том ли направлении, которое вам нужно. Думаю, у многих были курьезные случаи, когда стоял в очереди, которая потом оказывалась совсем не той, что нужно.
Часто, особенно в гос.учреждениях, люди, находящиеся в очереди, совершенно дезориентированы, поскольку не знают, сколько ждать по времени. Многие испытывают дискомфорт из-за подобной неопределенности. Поэтому часто очередь состоит из людей, которым нужно «только спросить!». Однажды, чтобы просто спросить, мне пришлось прождать около 2 часов в паспортном столе, в очереди, где никто не мог мне сказать, как она движется. А вообще с очередями у меня особые отношения, и поверьте, 2 часа ожидания – это еще не предел.
3. Необходимо осознать неизбежность ожидания. Попадая в ситуацию ожидания, важно четко определить для себя, зачем вам это нужно. И разумным решением будет признать эту необходимость. Например, при задержке самолета в аэропорту в связи с погодными условиями люди в очереди осознают, что здесь речь идет об их жизнях. А обстоятельства, типа нелетной погоды, неподвластны человеческому контролю. Таким образом, ожидание становится оправданным.
4. Будьте честными. Если очередь окажется нечестной, хаотичной, негативные эмоции не заставят себя долго ждать. И со временем очередь может стать неуправляемой. Так называемые выскочки, которые лезут без очереди, могут вызвать большее возмущение, чем само ожидание.
К примеру, в университете у нас был очень небольшой перерыв, за который нужно было выстоять очередь в киоске, купить что-нибудь на перекус и успеть все это слопать. И частенько студенты, которые оказывались похитрее, подбегали к своим знакомым, стоявшим поближе в очереди, со словами «Будь другом, купи…». Это, естественно вызывало недовольство всех стоявших после такого «друга». Но жаловались редко, потому что практически все студенты пользовались этим методом. И для каждого было огромным счастьем, подходя к киоску, заметить стоящего в очереди одногруппника.
Существует также всеобщее мнение, что соседняя очередь всегда продвигается быстрее. И где бы ты не находился: у касс магазина или в пробке на дороге, — твоя всегда оказывается медленнее. А все потому, что мы изначально воспринимаем очередь как что-то нечестное по отношению к нам.
5. Начинайте и заканчивайте красиво. В психологии существует закон края, суть которого в том, что человек лучше запоминает начало и конец события. И если негативные эмоции у вас возникли сразу же, как только вы становитесь в очередь, то потом будет уже не просто перевести их в позитивное русло. Однако позитивные эмоции в конце пребывания в очереди могут исправить воспоминания об ожидании в целом. К примеру, если я в магазине получу приятную скидку на кассе, это в разы поднимет мое настроение и сгладит негатив от томительного ожидания в очереди.
Что по-вашему важнее: само ожидание в очереди или воспоминания об этом событии? Конечно, если задать этот вопрос человеку, стоящему в очереди, он выберет первый вариант. Однако учтите, что на ваше поведение в очереди будет влиять прошлый опыт ожидания в них.
Если уж ожидание стало неизбежной частью нашей жизни, пора задуматься над тем, чем себя можно занять в это время.
Чем можно заняться в очереди?
— Наиболее простой и не требующий никаких специальных приспособлений способ сократить время ожидания в очереди – наблюдение. Часто, стоя в очереди, человек полностью погружается в свои мысли, уходя от реальности. Во время ожидания можно спланировать свой день или проанализировать, как он прошел. Это неплохо, если мысли не касаются все той же очереди и того, «когда же, черт возьми, она закончится». В этом случае лучше будет переключиться из внутренних переживаний во внешние наблюдения.
Посмотрите, что вас сейчас окружает, какие люди стоят рядом с вами, во что они одеты. Прислушиваясь к разговорам между людьми, иногда можно и вправду узнать что-нибудь интересное. Часто, находясь в подобных, казалось бы обычных, ситуациях, я нахожу множество тем для написания статьи:) Вот как например эта.
— Простое наблюдение порой может перерости в диалог, если тема интересна обоим. К примеру, в Америке к тебе может подойти совершенно незнакомый человек и сделать комплимент или же спросить, как дела. Это для них является нормой. В нашем обществе скорее покрутят у виска: «Какие у меня дела? Да хреново, что не видишь в очереди стою?» Зато политику обсудить или пожаловаться на то, как плохо живется в стране каждый горазд. Поэтому бабки-жалобщицы в очередях не редкость. Именно здесь они могут найти таких же страдальцев. Но находятся и другие люди, которые просто любят общаться и с юмором относятся к подобной ситуации.
Когда я была маленькая, то задавалась вопросом: «Вот едут люди в поезде и порой рассказывают чуть не всю свою судьбу попутчикам, чтобы сократить время. А почему они этого не делают, когда едут в автобусе или в лифте?» Для особо общительных людей, стоящих в очереди, это отличный способ сократить время и рассказать парочку забавных анекдотов для поднятия духа.
— Еще одним замечательным способом является чтение. До сих пор вспоминаю округлившиеся глаза людей в банке, когда я преспокойно в конце очереди открыла книгу. Они даже не догадывались, что можно так сделать. А вот для большинства молодежи ожидание становится просто невыносимым. Поэтому частенько они пропадают в телефонных играх или плеерах.
Это непонятно старшему поколению, ведь им в годы перестройки приходилось стоять огромные очереди, и за это время они научились терпению. А во времена скоростного интернета, и можно даже сказать, скоростного общества, люди привыкли делать все быстро. А ждать приходится учиться. Так почему бы это не делать с пользой.
Если вы знаете, как еще можно сократить ожидание в очереди, напишите об этом в комментариях.
[ad code=1 align=center]
[exec]codbanner(3);[/exec] | [exec]codbanner(4);[/exec] | [exec]codbanner(5);[/exec] | [exec]codbanner(6);[/exec] | [exec]codbanner(7);[/exec] |
---|
Галина, спасибо за статью и особенно за второй пункт. Я сам очень не люблю стоять в очередях, у меня, наверное, это с детства пошло. И в целом ждать не люблю, но стараюсь развивать в себе упорство и терпение. Точно знаю, что не люблю ждать из-за того, что хочется что-то делать, не теряя не минуты. Хотя, с возрастом постепенно прихожу к тому, что всегда очень приятно бывает насладиться моментом ничегонеделания и просто отдохнуть от всех — от работы, от семьи, от повседневных забот.
Ну а если не хочется отдыхать — постоянно читаю.
@Михаил, интересно:) Никогда еще я не воспринимала ожидание в очереди как возможность отдохнуть. И здесь есть свои плюсы.
Дельные советы. Если нервничать, то напряжение только нарастает и может превратиться уже в конфликт. Интересная идея читать, это я очень люблю. Буду всегда брать с собой книгу.
@Елена, возможно у вас есть свои варианты, как сократить ожидание в очереди?
Я уже давно не верю, что могу себя изменить. Нет, это не лечится. Разве что тормозить нервную систему таблетками перед походом в очередь. Но нив какое развитие терпения и я не верю. Почему тогда ничего не меняется, а когда я силой заставляю себя терпеть, все равно не выдерживаю? У меня просто такая психика. Не могу и все. Не способна отрываться от бесконечного интеллектуального процесса. Мозг должен думать. В очереди думать не о чем, фантазировать надоедает и появляется скука, потом раздражительность, потом злость и ломка, Руки начинаю закручивать. Потом появляется нервозность и подавленность. И вес, предел. Или ухожу, или пытаюсь всех подогнать, разогнать. Сегодня двоих выгнала из очереди. А то обнаглели, становятся к своим друзьям без очереди.Или бесило, беседа 5 минут о том, куда положить 3 рубля. Тоже мне ценность большая.
Мне может помочь только журнальчик или музыка. и то слабо, потому что стоять трудно. А так я умираю, у меня сильнейший стресс и психическое истощение. Бездействие мучительно. Я даже дома не могу просто взять посидеть или полежать без толку, чтоб мозг ни о чем не думал. А еще ждать в очереди не люблю из-за того,что жалко времени. И так я спешу всегда жить. Мне жаль,что напрасно проходит время. Но все-таки первая причина -это неспособность бездействовать. В детстве вообще не могла, если надо было ждать автобуса, было море слез, нытья и психов. Потом я начинала прыгать по плиткам на полу, еще как-то отвлекаться. А теперь я уже могу подождать автобус немного, но в очереди стоять вес равно не могу. Я как раз из тех нетерпливых, которые вес время напирают поближе к окну. И меня совсем не смущает никакая личная зона, я не нервничаю, сокращая дистанцию. Мне хочется всех убрать как-то. Я понимаю, что я псих, но не могу себе помочь. Меня от очередей реально трясет, кажется, все, невыносимо. И в поликлинике так же. Я сто раз бегаю кругами, занимаю очереди, чтоб как можно быстрый вариант пройти всех врачей найти. А так, чтоб стоять всю очередь к одному, потом ко второму, не могу.