Успех закладывается в детстве

[exec]codbanner(2);[/exec]

В последнее время все чаще замечаю, как много молодых родителей, которые не знают, что делать со своими детьми. Среди работы, повседневных взрослых дел, им все труднее найти время для ребенка. Поэтому большую часть времени дети проводят либо с нянями и воспитателями, либо эта участь ложится на плечи бабушек, которые часто грешат чрезмерной опекой своего маленького чада.

И поэтому сегодня я пригласила к себе на блог эксперта в области воспитания, мою маму. Педагог по образованию, она воспитала не только меня и мою сестру, но и многих детей. Причем к воспитанию мама подходит со всей душой и делает это мастерски.

Несмотря на то, что я получила много теоретических знаний в области возрастной и семейной  психологии, в вопросах, касающихся воспитания детей, я часто обращаюсь за советом к маме. Как воспитать ребенка, чтобы он вырос счастливым и успешным? Отвечать сегодня будет гость моего блога с огромным педагогическим стажем, Светлана Жолдош. Передаю ей слово.

Успех закладывается в детстве.  Корни страхов, комплексов, неуверенности – тоже родом из детства.

Вы согласны с этим?

на детской площадкеНесколько историй, подсмотренных  на детской площадке.

Дети: 2 девочки и мальчишка 4,5 — 5-ти лет увлеченно играют. На троих у них всего 2 велосипеда. Девочка, у которой есть велосипед, дала покататься подружке. Дети, чтобы всем троим было интересно играть, придумали игру: «Кто быстрее?»

Естественно, мальчишка и девочка на велосипедах оказались впереди, а третья девочка просто бежит за ними. Им интересно. Они увлечены игрой. И тут происходит следующее: бегущая девочка догнала мальчишку и схватила руками за  багажник  велосипеда. Мальчишка затормозил. Дети смеются. И тут мама мальчика срывается с лавочки и начинает вычитывать девочку: «Я видела!  Это ты его дернула! Он чуть не упал! Как тебе не стыдно!»

Что тут скажешь? Во-первых, мама вмешалась в детскую игру, остановила ее.

Во-вторых, довела девочку до слез. Ребенок не понял: за что ее вычитывают? Ведь они просто играли!

И в –третьих: сделав чужому ребенку «психологический укол», она навредила прежде всего, своему ребенку. Почему? – спросите Вы.

Потому что мама не дает возможности ребенку самому думать, принимать самостоятельные решения. Он – будущий мужчина, а его воспитывают тепличным мальчиком, растущим под стеклянным  колпаком. Такая гиперопека ни к чему хорошему не приведет. Он привыкнет к тому, что все его проблемы решает мама. Что на девочек можно кричать. Отсюда: бесхарактерность мальчишки, эгоизм, а во взрослой жизни – проецирование крика на будущую жену и, возможно, по принципу бумеранга, — и   на мать.

Так как в этот день я  была впервые на этой площадке, в этом коллективе, то старалась больше наблюдать за тем, как ведут себя дети, как общаются между собой. Если честно, дети замечательные. Их нужно только иногда направлять  и подсказывать. А вот мамы и бабушки меня удивили, если не сказать больше: расстроили.

Спустя минут 10 мама этого мальчика подошла опять к моей воспитаннице, которую  мне пришлось  5 минут успокаивать. Я подумала: она хочет пообщаться с девочкой, объясниться и извиниться за то, что довела ребенка до слез. Через минуту девочка опять со слезами.  Почему? Потому что мама мальчишки опять вмешивается в детские игры. Опять та же ошибка.

«-Я слышала: он не разрешил тебе брать свой велосипед. Я слышала, он не разрешал!»  Вы только вслушайтесь в ее слова. Так может говорить обиженный ребенок, но не взрослая женщина.

Второй раз в течение 10-ти минут взрослый человек наносит 4-летнему ребенку «психологическая травма».  Я просто опешила от увиденного.

ребенок играетХочется спросить таких родителей: зачем вы приходите на детскую площадку? Она ведь не зря называется «детской»:  значит для детей! Здесь ваши дети учатся, прежде всего,  общаться друг с другом. И происходит это обучение в игровой форме. Как ваш сын или дочь научатся этому, если все действия за них выполняете вы? Это как если бы вы решили научиться  играть в шахматы или шашки, но все ваши действия за вас будет выполнять   ваш тренер или наставник.

Если взрослые сталкиваются с чрезмерной опекой и назидательностью,  то обычно происходит следующее: мы либо остываем к предложенному занятию, либо срываемся, проявляем недовольство  и даже агрессию. То же самое происходит и у детей.  Они такие же обидчивые и  ранимые. Но у них есть большой плюс: они отходчивые.

Тогда почему вы так активно вмешиваетесь   в детские игры и их общение?

Случай с бабушкой-наседкой. Эта история произошла спустя неделю. Девочки те же. Мальчишка другой, тоже 5-ти лет. Он на площадке с бабушкой. Она педагог, учитель математики. Сейчас помогает сыну с невесткой нянчить троих внуков: 5-ти, 3-х лет и годовалого ребенка. Нянчить, не воспитывать.

За ее активностью и энергичностью можно было очень быстро разглядеть суетливость и ту же чрезмерную опеку. Многие вещи дети могли бы делать самостоятельно. Например, катить велосипед, садиться на качелю, помогать друг другу. НО! Все действия  за троих внучат выполняла бабушка-наседка, причем, как включенная в розетку.

Например, малыш, спящий в коляске, просыпается. Бабушка в ту же секунду хватает его на руки и начинает активно качать. Пустышка постоянно во рту. Погода замечательная, тихая, теплая.  На мой вопрос, почему так?- она ответила: он так любит.  Как ребенок научится разговаривать, если во рту постоянно пустышка? Как он сможет рассмотреть окружающий мир, если его постоянно трясут, качают и крепко прижимают к себе.

Если бы малыш мог говорить, он, наверное, сказал бы: «Бабушка, хватит меня тискать. Давай топать ножками по дорожке. Я уже умею ходить по комнате. И здесь я смогу!»

А вот замечание бабушки, которое меня удивило и ввело в ступор: «Вы знаете, до вашего прихода мой внук играл с девочкой Клавой. А вот вы пришли, и она стала играть с вашей девочкой…»

дети играютЕсть замечательная волшебная фраза: «Давай вместе!»

В этот день дети играли вместе 1,5 часа и не хотели расходиться. Когда видишь, что начинают скучать, подскажи им другую игру или занятие. А еще лучше, поиграйте вместе с ними: конкурсы стихов, песен, классики, перегонки. Например, дети качаются на  качели и при  этом поют или учатся считать. Можно вместе, а можно как конкурс – по очереди.

Можно зайти в домик, поиграть с цветными счетами, поучить цвета и поотгадывать загадки. Задача взрослых: подсказывать и направлять,  заинтересовывать и вовлекать в общение.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки. Дайте детям поиграть. Это их время.  Дайте возможность вашему ребенку  допускать ошибки, иногда набивать эмоциональные, психологические и телесные  шишки.

Конечно, 100% -ная ответственность за безопасность детей лежит на взрослых.  Нельзя оставлять детей одних  в опасных местах детской площадки. Здесь нужно быть в роли военного летчика: каждые 40 секунд оглядываться. Здесь взрослые должны быть на расстоянии  вытянутой руки от ребенка.

Например, когда дети пытаются спускаться сверху вниз по трубе или поднимаются по деревянному выпуклому мостику при помощи веревки. В таких местах нужно обязательно страховать детей. Даже когда дети спускаются с горки, нужно наблюдать, чтобы они не толкались. Малейшее нарушение координации – и ребенок может подвернуть руку или ногу.

В остальных случаях, безопасных, когда дети пытаются разговаривать, общаться, играть, разрешите им быть самостоятельными.

успех закладывается в детствеВспомните самую популярную фразу детей: я сам или я сама. Они просят нас разрешить им взрослеть. Только собственные решения и  действия ребенка ведут к накоплению опыта и становлению его как личности, которой нужно будет жить не только  на детской площадке, а в динамичном обществе,  огромном,  разнообразном и очень непростом.

А вы согласны с тем, что успех закладывается в детстве?

 

[ad code=1 align=center]

[exec]codbanner(3);[/exec] [exec]codbanner(4);[/exec] [exec]codbanner(5);[/exec] [exec]codbanner(6);[/exec] [exec]codbanner(7);[/exec]

11 комментариев к “Успех закладывается в детстве”

  1. Галина, замечательная статья! Как регулярный посетитель детских площадок подписываюсь — некоторым взрослым лучше не подходить к детским играм близко, они очень хорошо умеют разрушать детскую идиллию, искреннюю и и весёлую.
    Я считаю, что нужно давать ребёнку знания об окружающем мире и обществе, но навязывать свою позицию нельзя — ребёнок должен сделать свой выбор сам и понять, что хорошо, а что плохо. Часто вижу мамаш, дети которых пытаются проявить самостоятельность, а они их одёргивают. Двухлетний малыш пытается просунуть ногу в упавшую сандалию, а мамаша бежит со всех ног с криками: «Я сама тебе одену, ты не сможешь!» Ну, и чего добьется этот ребенок с таким к нему отношением?
    У моей дочки «Я САМА!» — любимое слово, она всё хочет делать сама. Это меня жутко радует — она изучает мир и всё хочет попробовать сделать сама. Мешать этому, имхо, преступление

    Ответить
    • @Михаил, а интересно, чего добьется ребенок за которого все делают взрослые. Как он будет вести себя, когда пойдет в школу, где самому нужно делать уроки и учиться дружить (ведь дома его этому не научили)? Появится ли у него потом желание «Я САМ» в более сознательном возрасте или оно безнадежно утеряно в раннем детстве? — это самый главный вопрос.

      Ответить
  2. Галина, статья потрясающая! Полностью согласна, что успех закладывается в детстве. Мне самой сейчас бывает тяжело именно из-за комплексов, заложенных в детстве.

    Ответить
  3. Попробую объяснить. Каждый день начинается позитивно, я стараюсь выполнить намеченное (например, не срываться и не кричать на дочь), практически каждый день я срываюсь, потом обдумываю, что произошло и почему, пытаюсь понять, как избежать подобного в другой раз, справиться со своими эмоциями, предугадать ситуацию. На следующий день всё повторяется. Примерно вот так.

    Ответить
  4. Спасибо! Очень полезная статья! Но прочитают ее скорее всего не те, кому бы следовало )! А жаль…Такое поведение к своим чадам уже принимает катастрофический характер в современном обществе. Особенно это пагубно действует на развитие мужской половины нашего общества…

    Ответить
  5. Очень полезная статья.Я сама мама ,пятилетнего ребенка, иногда не знаю, как правильно поступить . У мой дочери есть хорошая подруга. По возрасту почти одинаковые. Подруга младше на пол год.Каждый раз, когда мы выходим гулять, мой ребенок берет игрушки. Как только ее подруга их видит, забирает у моей дочери. На любые просьбы вернуть, не реагирует. Мой ребенок начинает искать у меня поддержки,мама подруги ни слова не говорит. Всё заканчивается, слезами моего ребенка, даже в этот момент мама другого ребенка не объяснить и не вернет моему , её же игрушку.Что делать в таких ситуациях?

    Ответить

Оставьте комментарий