Я и другие. Психология влияния

Сегодня тема нашей статьи «Психология влияния»

Что мы знаем о себе?

Насколько мы самостоятельны в своих суждениях?

Как влияют на нас другие люди?

Я и другие. Как отличить свое мнение от чужого

Сегодня мы можем взглянуть на себя со стороны. И в этом нам помогут социальные эксперименты, которые были проведены еще в 1971 году при участии кандидата психологических наук В. Мухиной.

Психология влияния и дополнительные знания о ней, помогают вооружиться от манипуляций. В предыдущей статье «Социальный эксперимент. Подчиняемость» мы уже начали разбирать эту тему.

Каждый думает, что толпа — это другие. Однако, бывает сложно понять, что мы тоже часть толпы, часть общества. И нами постоянно манипулируют.

«Но как мною могут управлять без моего согласия?» — спросите вы. И я скажу вам, что никто не застрахован от ошибок. Так, совершая очередной выбор, мы часто принимаем чужое мнение за свое собственное. Причем иногда оно оказывается совершенно абсурдным.

В фильме «Я и другие» представлены социальные эксперименты, раскрывающие психологию влияния толпы на человека.

Итак, первый эксперимент начинается с того, что выступает преподаватель перед большой аудиторией студентов. Он рассказывает о свидетельских показаниях и о том, как часто при одном и том же событии разные люди дают совершенно непохожие показания. Его рассказ прерывается, в аудиторию забегают разодетые люди в масках и с шумом забирают преподавателя.

Через пару минут преподаватель снова появляется в аудитории и задает вопросы, что же запомнили студенты из увиденного. Сколько было нападавших, как они выглядели и как им удалось забрать учителя из аудитории?  И как выясняется,  у каждого студента была своя версия и преподаватель  в процессе опроса получает абсолютно разные ответы на поставленные вопросы.

Как же так получается?  Неужели у наших студентов настолько короткая память? Или просто сработал эффект неожиданности?

Наше восприятие частенько подводит нас. И поэтому, сами того не замечая, мы привыкли сверять свое мнение с мнением других, окружающих нас людей. Это происходит неосознанно.

В следующем исследовании, испытуемых просят дать психологическую характеристику человеку по портрету. Причем, одним испытуемым говорят, что перед ними портрет преступника, а другим, — что это портрет большого ученого. Таким образом, каждый человек получает определенную установку.

Психология влиянияИ в итоге первые испытуемые увидели хитрый взгляд и признаки преступника на лице, а вторые, в свою очередь, определили его как доброго человека с умными глазами и глубоким взглядом.

Получается, в неопределенной ситуации при нехватке информации человек пользуется тем, что ему предложили в качестве ориентира. Психологическая установка: преступник или ученый, создает у людей готовность воспринимать что-то определенным образом. А люди даже не замечают этого, выдавая эти слова за свое мнение и при этом убеждая себя в этом.

А если рядом оказывается человек с противоположным мнением, возникает противоречие. Интересно, как справятся с конфликтным мнением наши испытуемые? Как решат эту проблему?

Для изучения этой психологической задачи поведение детей является наиболее показательным. И самым известным экспериментом, доказывающим склонность людей подводить свое мнение под мнение окружающих, является эксперимент с пирамидками.

Перед детьми ставится белая и черная пирамидка, их спрашивают: «Какого цвета пирамидка?». Казалось бы, совершенно не сложная задача это определить. Однако, что скажет ребенок, когда все вокруг утверждают, что пирамидки обе белые? Насколько велика силы внушения коллектива? И что окажется сильнее: собственное мнение или мнение коллектива?

Далее детям предлагают попробовать кашу и сказать сладкая она или соленая. Всем достается сладкая, а одному ребенку — соленая. Дети, которые признаются, что каша соленая, не смотря на мнение большинства, ориентируются в основном на собственные впечатления. Таким образом, они проявляют независимое поведение.

Казалось бы, что тут удивительного? Ребенок выражает свое мнение. Но так происходит не со всеми. Некоторые ребята проявляли конформное (внушенное) поведение, соглашаясь с остальными.  Нет-нет, это не отклонение от нормы. Для детей быть как все очень нужно.

Психология влияния в действии. Вспомните себя в детском возрасте. Для нас было очень важно не отставать от других, быть своим в коллективе. Ведь если ты будешь не таким как все, то можешь оказаться белой вороной, с которой, как известно, не торопятся дружить.

А помните еще популярную среди мам фразу: «А если все спрыгнут с моста и ты спрыгнешь?» Она же возникла не на пустом месте. В подростковом возрасте мы стремимся подражать другим, чтобы влиться в общество. Именно в этот период мальчики и девочки больше всего поддаются влиянию группы.

Когда мы взрослеем, нам кажется, что мы уже не зависим от других. У нас на все есть свое мнение. Но так ли это на самом деле?

Вы не замечали за собой выражения типа «Хочу то-то и то-то, потому что это у всех есть. А что я хуже?» Например, хочу мерседес. У Коли-соседа есть, а у меня до сих пор нет. А ведь зарабатываем одинаково.

Не важно, что мне не очень-то он и нужен, да и моя тачка во всем меня устраивает. Но ведь мерседес лучше )))

Часто ли, когда вы чего-то очень хотите, вам это действительно нужно? Вы знаете как проверить ваше это желание или навязанное? Работает ли психология влияния?

Готовы ли вы завести ребенка или просто поддаетесь на уговоры супруга? Хотите ли переехать в другой город ради большей зарплаты или же вас своя работа устраивает? На самом ли деле вам нужна последняя модель телефона, хотя предыдущая не успела еще состариться?

Думаю, вы самостоятельно найдете для себя ответы. Пища для размышлений на вечер есть.

Возможно, в следующий раз, делая выбор, вы будете более осознанно подходить к своему решению.

[ad code=1 align=center]

12 комментариев к “Я и другие. Психология влияния”

  1. Да, тема восприятия очень интересная, ведь мы и правда иногда с трудом отличаем свои собственные желания от желаний близких и общества в целом. Трудно искать себя на этом пути, действительно проще зачастую быть как все, только вот лучше ли? В каждый период жизни свой ответ.

    Ответить
  2. У меня всегда свое мнение, и вот из за этого меня люди всегда сторонились и часто возникали конфликты, просто у большинства людей стадный инстинкт, а это грустно, люди перестали излагать свою личную точку зрения, и самостоятельно принимать решение.

    Ответить
  3. Зависимость от других людей, это одна из самых мешающих человеку проблем. Чтобы не зависеть от других, нужно быть очень сильным духом и бесстрашным человеком!

    Ответить
  4. Совершенно верно! Вспоминаю свое детство — нас учили жить в обществе, думать как все, и делать «как надо»… И, слава богу, что сегодня мы живем в другом обществе, где каждый имеет право думать и поступать так, как считает нужным.

    P.S. «Когда мы взрослеем, нам кажется, что мы уже не зависим от других. У нас на все есть свое мнение. Но так ли это на самом деле?» Далее Вы приводите пример…
    И, вот здесь, Галина, я с Вами не согласна. Это не зависимость — это элементарная зависть!

    Ответить
  5. Людям у которых есть свое мнение, как правило, труднее всего живется. Это факт. Но в то же время, намного интереснее, а самое главное им подвластно гораздо больше. Не всем, окружающим их, это хочется признавать. Просто надо всегда помнить, что каждый видит мир по своему. Равняться на других «за компанию» — это конечно более распространено, но чаще всего приводит к неудачам и потере самоуважения.

    Ответить
  6. Я часто поддавалась мнению других. Особенно близких, думая, что это мое мнение и мое желание. В какой-то момент все эти «немоижелания» привели меня в тупик. Я стала разбираться в себе + работать с психотерапевтом. Оказалось все совсем иначе. Вот как оно бывает…. Сейчас работаю над собой, желания мои возращаются ко мне!

    Ответить
    • Эделька, вы большая молодец! Всегда говорила, что работать над собой не бывает поздно. Удачи Вам в этом направлении 😉
      А ваши желания всегда с вами, нужно только прислушиваться к себе.

      Ответить

Оставьте комментарий